+380 (562) 318600     +380 (562) 320048     +380 (562) 323807

НА ПРОСТОРАХ РОССИИ

Из книги Эдуарда Звоницкого «Фейерверки и салюты» 2003 г.

Во время Рождества во многих городах России проходило «пещное действо». Накануне этого события в храмах разбирали большое паникадило, в сторону отодвигали амвон и строили «пещь». При большом стечении народа в условленный день разворачивалось «действо», воскрешающее страницы «Ветхого Завета» о том, как в «пещь огненну» попали три юных отрока: Ананий, Азарий и Мисаил за отказ поклониться языческому божеству — Золотому тельцу. Язычники-халдеи, повинуясь приказу царя Навуходоносора, заталкивали юношей в «пещь огненну». В этот момент появлялся ангел и спасал отроков. Явление посланца господа сопровождалось огненно-световыми эффектами, которые создавались с помощью плауна.

Впоследствии в России появляются «гзелейные мельницы», где готовили пиротехнические изделия, применявшиеся для огненно-световых зрелищ и фейерверков.

«Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» содержал описания пиротехнических составов разного назначения: дымных, зажигательных, светящихся в темноте.

Фейерверочные составы определены в Уставе как горючая смесь двух и более веществ. Одно из них — окислитель (соли азотной, хлорной и хлорноватистой кислот) при повышенной температуре выделяет кислород, другое — горючее (уголь, сажа, сера, опилки чугуна, железа, магния, цинка, сернистые соединения сурьмы и меди) окисляется под воздействием кислорода.

Авторы «Устава» рекомендуют измельчать и перемешивать эти вещества в кожаных мешках или же толочь в ступах. Из основных смесей, чаще всего использовали сильные селитро-уголъ и хлор-кали уголь. В качестве сильных искристых составов применялись угольные (смесь деревянных опилок с углем) и опилочные составы.

В одной из старинных книг содержится описание фейерверка 1672 года, который был организован в дни празднования масленицы по указу царя Алексея Михайловича. Свой рассказ об этих событиях автор завершает фразой: «вечером же царь ходил смотреть на летающие потешные огни».

Тот же источник упоминает о фейерверке, организованном в 1674 году в Устюге Великом, который посвящался встрече голландского посла Кленка с соловецким воеводой.

Самое первое в России специальное ракетное заведение основано в Москве в 1680 году. Во главе его сначала стояли иностранцы, потом их сменили российские мастера.

Особый расцвет пиротехники начинается при Петре I. Юный государь часто устраивал торжественные фейерверки по случаю церковных праздников, воинских побед, семейных торжеств царской фамилии.

Торжество, проходившее в 1690 году в селе Воскресенском неподалеку от Москвы, началось военным парадом, а завершилось двухчасовым фейерверком у главного входа Пресненского дворца. После залпа из 56 орудий по команде Петра вспыхнули огни павильона, который был украшен именным вензелем князя Фёдора Ромодановского — главнокомандующего потешным войском.

Сначала у дворца зажгли фейерверк, который длился два часа. При этом погиб дворянин: ему на голову упала тяжелая неразорвавшаяся ракета.

Несмотря на этот несчастный случай, в тот же день в присутствии царицы, царевен и всего двора, при огромном стечении народа, лично 17-летним Петром был сожжен другой фейерверк. Этот праздник продолжался около трех часов.

Через три года там же возле Воскресенского на масленицу, при участии Петра, организовали пышный фейерверк. Среди различных фейерверочных фигур был представлен огненный транспарант с изображением героя греческой мифологии Геркулеса, раздирающего пасть льва, который демонстрировал возросшую силу «потешного» войска. Царица Наталья Кирилловна осталась очень довольна изображением античного героя и по этому поводу подарила 20-летнему венценосному пиротехнику полный сержантский мундир Преображенского полка. Этим любящая мать доставила сыну неописуемую радость.

В петровские времена изменился характер празднования государственных и общественных событий. Это впервые проявилось во время торжеств, организованных в честь победы русских войск над турками.

30 сентября 1696 года столица государства встречала войска, вернувшиеся из Азовского похода. В центре Москвы соорудили Триумфальные ворота, через которые проходили победители. Народ с удивлением рассматривал диковинные «врата» гигантские резные скульптуры Геркулеса и Марса, поддерживающие свод, живописные транспаранты, прославляющие храбрость воинов. В качестве элементов оформления тог-да использовали фонарики, послужившие основой устройства грядущих праздничных иллюминаций.

В феврале 1697 года на окраине Москвы у Красного Села закипела работа. На берегах большого пруда и на льду соорудили укрепление наподобие Азова. Тут устроили «потехи изрядные» — сцены штурма и взятия крепости, в которых принимали участие полки, вернувшиеся из похода.

Вечером на льду показали фейерверк. На переднем плане, в прорубленной полынье, установили декорации, изображавшие владыку морей и водных стихий Нептуна, плывущего на морском коне. Это символизировало победы государства на море. Следом на ледовой площадке возвышались Триумфальные ворота. В центре установили огромный обелиск с надписью «Виктория» (Victoria — Победа), увенчанный сиянием фейерверочных огней. По обе стороны помещались декорации с изображением двуглавого орла и турецкого полумесяца.

Российский орел метко обстреливал полумесяц ракетами. Работой «разных искусных машин» управлял сам Петр. Другие декорации были окружены мортирами, выбрасывавшими потешные огненные ядра, фугасы, множество ракет.

Историк И. Голиков в своей книге «Дополнения к деяниям Петра Великого» сообщает, что в библиотеке государя была «книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его Величества, при оном рисунок и несколько записок».

В XVIII веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу-полумесяцем, порох-вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями.

Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр «на маслянице непременно пускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года с пушечною пальбою при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масленицу». Вскоре после казни стрельцов, был «пущен для увеселения потешный огонь серного состава... Иностранные представители... могли любоваться зрелищем искусственного огня».

В фондах Государственного Эрмитажа хранится несколько десятков гравюр, запечатлевших фейерверки XVII-XVIII вв. Одна из работ, выполненная художником А. Шхонебеком, воссоздает общий вид фейерверка того периода.

Воспоминания одного из очевидцев так комментируют это событие:

«На льду был представлен прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружён всякого рода и разных величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство. Его царское величество находил отменное удовольствие быть между инженерами и участвовал в наладке самой большой машины, которая была поставлена в середине прочих. Она представляла двуглавого орла с распростертыми крыльями, который левою ногой бросал горизонтально ракеты в один рог полумесяца, что и происходило весьма удачно».

В течение 1697-1698 годов, находясь в составе великого посольства за границей, царь старательно знакомился с искусством пиротехников стран Западной Европы. Это впоследствии помогло ему в организации пышных торжеств, посвященных началу XVIII столетия.

В связи с наступлением нового года и грядущего века, власти организовали в Москве большой праздник Новолетия. Указом Петра I от 20 декабря 1699 года горожанам предписывалось украсить свои дома ветвями сосновых, еловых и можжевеловых деревьев. В повелении также говорилось: «Да генваря ж в первый день, в знак веселия, друг друга поздравляя с новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на Большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим, и Думным, и Ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина именитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкаго ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или кто захочет на столбиках поставить по 2 или по 5 смоляные и худые бочки, и наполняя соломою или хворостом, зажигать».

Так было приказано отмечать праздник. И, действительно, празднование Новолетия происходило в соответствии с Указом. По свидетельствам очевидцев, устраивались торжественные богослужения и парады войск, салюты и фейерверки. Дома были украшены «ветвями от разных дерев», а также иллюминацией. В течение недели не умолкала пальба из 200 орудий на Красной площади и многих ружей на частных дворах. А по ночам везде горели праздничные костры и хлопали ракеты. Вот откуда пошли наши традиции отмечать Новый год с елками, с поздравлениями, с хлопушками, салютами и фейерверками, устроенными своими руками.

В последующие годы подобные огненные спектакли прославляли Отечество, победы армии и флота. С началом XVIII века праздники посвящались взятию городов и крепостей Нотебурга (Шлиссельбурга), Ниен-шанца, Дерпта (Тарту), освобождению Ижорской земли. В результате этих сражений Россия прочно закрепилась на побережье Балтийского моря, а в устье Невы появился город Петербург.

К подготовке и проведению фейерверков по приказам Петра привлекался большой коллектив специалистов. «Изобретатели» — сценаристы фейерверка определяли основную мысль-идею и художественные образы. Затем эстафету принимали декораторы, живописцы, граверы. Делались предварительные наброски представления, разрабатывались отдельные картины, композиции, рисовали щиты и декорации, изображали грядущий фейерверк на рисунках и гравюрах.

Над техническим воплощением замысла в жизнь трудились фейерверкеры. Они изготовляли фигуры различных видов, монтировали их на декорациях, подбирали цвет огней. На площадках выстраивались ряды блестящих фонтанов, ослепительные солнца и колеса, каскады и мозаики, вертящиеся мельницы и бриллиантовые пирамиды. В небе распускались огненные цветы и гирлянды, рассыпалось множество шаров и ракет.

Особую часть огненной композиции составляла иллюминация: щиты-транспаранты с аллегорическими изображениями и надписями, декоративные светящиеся фонари. Наряду с фейерверками в честь военных побед организовывались постановки, отражающие и другие события в жизни государства. Ежегодно 30 ноября проходил праздник кавалеров ордена Андрея Первозванного. Во время фейерверка здесь наряду с другими фигурами демонстрировали Андреевский орден, светившийся голубым огнем.

В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен «фейерверк и огни разные, и изрядные символы». В том же году в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург).

1 января 1703 года в Москве проходили торжества по случаю взятия Нотебурга, переименованного вскоре в Шлиссельбург. В этот день был устроен фейерверк во время которого демонстрировались транспаранты с аллегорическими фигурами.

В1705 году издана книга «Символы и эмблемата». Центральную часть фронтисписа издания занимал портрет Петра I, выполненный художником Кнеллером с надписью «Красота и защищение от него». Рядом размещались рисунки, содержащие отклики на события того времени и славящие императора. В тексте этой книги было 840 гравюр с надписями, которые стали ценным пособием для создания декораций фейерверков.fireworks-hystory-01

С 21 декабря 1709 года по 1 января 1710 года в Москве проходили торжества, посвященные победе в битве под Полтавой. В эти дни выпущено множество увеселительных огней и показаны декорации, изображающие сражения под Лесной и Полтавой. Датский посланник в России Юст-Юль описал один из тех дней: «Зажгли в высшей степени красивый и затейливый фейерверк... В нем замечались дивные голу-бые и зеленые огни, изобретенные самим царем, а равно многочисленные огненные шары и пламенные дожди, превращающие ночь в ясный день, так что и на далёком расстоянии можно было отчетливо видеть и узнавать всех проходящих».

В период торжеств Москва озарялась по вечерам роскошной иллюминацией. Картины, триумфальные ворота, дома были украшены тысячами светящихся фонариков. 21 декабря белокаменная первопрестольная с почестями встречала победителей Полтавской битвы. Начавшиеся с утра гуляния продолжались допоздна при огнях зажженных иллюминаций. Праздники, посвященные Полтавской победе, завершились в день празднования нового 1710 года.

В архиве древних актов имеется следующее описание большого фейерверка, состоявшегося в Москве 1 января 1710 года по случаю победы в Полтавской битве: «Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Лев, выходящий из оной горы, являл армею шведскую, столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом». Подобные аллегории часто можно встретить в описаниях фейерверков, где присутствуют Марс, Меркурий, Нептун и другие персонажи римской и греческой мифологии.

Победы молодой империи на море окончательно решили исход Северной войны и привели к тому, что в августе 1721 года в Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией, положивший начало новому историческому этапу во взаимоотношениях двух государств. Мирный договор подтвердил, что отвоеванные у шведов земли «имеют вечно Российскому государству присоединены быть и пребывать».fireworks-hystory-02

Народ с ликованием встретил весть об окончании войны, власти устроили гуляния и различные увеселения. Большое официальное празднество в честь Ништадтского мира проходило в Петербурге 22 октября 1721 года. В этот день провели торжественное богослужение, состоялась церемония раздачи наград участникам войны, которая сопровождались стрельбой и салютом из пушек. Набережные российской столицы иллюминировали цветными фонариками и сальными плошками, горело немало смоляных бочек и костров.

Вечером на Петербургской стороне, напротив здания Сената, устроили фейерверочное представление. Центральная декорация фейерверка представляла собой огромных размеров сооружение в виде храма Бога Януса, освещенного множеством разноцветных огней. В назначенный час Петр I вышел на галерею Сената и поджег специально изготовленную фигуру орла, которая полетела к обители древнего Бога вдоль каната протянутого от Сената до храма. От орла зажглась центральная декорация, зрители увидели освещенные голубым огнем открытые двери храма, а внутри — двуликого Януса, державшего в руках символы славы и мира — лавровый венок и масличную ветвь.

Спустя некоторое время в голубом огне показались две фигуры коронованных рыцарей. На щите одного из них был изображен двуглавый орел, у другого — три короны. Они олицетворяли Российскую и Шведскую державы. Рыцари двигались друг другу навстречу с протянутыми для рукопожатия руками. В момент сближения воины прикоснулись к дверям храма, которые тут же закрылись, а бывшие противники подали друг другу руки.

По указу Петра I на стрелке Васильевского острова в Петербурге выстроили особый открытый театр фейерверков, где демонстрировались пышные представления. Сценарии подобных спектаклей тогда готовили учёные Академии Наук совместно с Академией художеств и офицерами артиллерийского ведомства. На фоне величавой Невы в ту пору разворачивались увлекательные спектакли в сопровождении музыки, песен, танцев, фейерверка.

В августе 1725 года состоялось официальное открытие загородной резиденции императора в Петергофе — «Приморский парадиз» (рай). Этот уголок, словно по волшебству, выросший на пустынном берегу залива, по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Петергоф изумил собой всех, явился символом расцвета преображенной России, выражением подъема культуры и искусства. В своей приморской резиденции Петр с гордостью встречал иноземных гостей, проводил блестящие праздники и ассамблеи. Камер-юнкер Берхголъц писал по поводу иллюминации в Петергофе: «Каждый восхищался изобретением нового прекрасного способа иллюминировать сады, находя такое освещение истинно царским. И в самом деле, едва ли где удастся увидеть иллюминацию, которая бы соединяла в себе столько великолепия, а также изящного вкуса».

Интересный фейерверк был устроен в день годовщины бракосочетания Петра с императрицей Екатериной I, а также в честь ботика Петра, доставленного на хранение в Петропавловскую крепость.

Со временем стало традицией устраивать фейерверки сначала в Москве, а затем и в Петербурге: в Новый год, «на день рождения царя», «на воспоминания Коронации», а также «ежели случится какая знатная виктория», то есть победа над врагом.

В Центральном государственном архиве древних актов хранятся собственноручные записи Петра I о том, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней» и множество других заметок. Особая записная книжка царя озаглавлена «Известное описание, выбранное излутчих ауторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять».

Страсть к потешным огням привела Петра 1 к организации специальной лаборатории. Посланник Юль сообщал, что однажды здесь во время работы возник пожар. Вечером того же дня должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился «еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух».

Нередко шоу фейерверков устраивали дипломаты Петра I или находящиеся за рубежом русские вельможи. Однажды граф Матвеев организовал фейерверки в Амстердаме по случаю полтавской победы, а русский посланник в Пруссии устроил грандиозный фейерверк на Шпрее. В 1721 году князь Долгорукий отметил фейерверком в Дрездене заключение мирного договора между Швецией и Россией.

Все эти фейерверки были весьма красочным зрелищем, нередко продолжались по нескольку часов, сопровождались гуляньями и пушечными салютами. До сих пор в архивах можно найти восхищенные отзывы иностранцев, наблюдавших русские фейерверки.

Потешные огни, устраиваемые по случаю военных праздников были делом военных. Порох — дело военного приказа, о риске меньше всего думали, когда подобным делом занимались солдаты. Порой они погибали от взрывов и ожогов при организации фейерверков.fireworks-hystory-03

Историк А. Богданов в своей книге, изданной в 1779 году, писал: «От начала России до времени Петра Великого не токмо видали потешные огни, но ниже слыхали о них, но Петр Великий... для преславных побед... и для всенародных торжеств повелел делать оные фейерверки, то есть огненые забавы, в которых изображаются всякие исторические фигуры, приличные тех торжеств действа представляющие».

После кончины Петра I царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и отпуская на эти цели колоссальные по тем временам деньги. В годы правления Елизаветы Петровны (1741 — 1761) к созданию фейерверков привлекали ученого М.В. Ломоносова, которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией. В архиве по этому поводу есть запись: «Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова».

В устройстве фейерверков иногда принимал участие химик В. Клементьев. В отчете о работах 1756 года великий ученый М.В. Ломоносов писал: «Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звезды».fireworks-hystory-04

Грандиозный фейерверк показали в первый день 1756 года. Вот его описание: «По обе стороны здания четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно... Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия... подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до поло-вины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления».

В 1758 году только в Петербурге было представлено три фейерверка. Екатерина II, как и ее предшественница Елизавета Петровна, очень любила развлечения. Фейерверки в период ее царствования (1762 — 1796) устраивались довольно часто. О фейерверках, показанных во второй половине восемнадцатого века, английский турист Рэксоль сообщал, что иллюминация и фейерверки в Петергофе «превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы».

В 1762 году во время коронации Екатерины II большой фейерверк в Москве являл «дивным искусством сделанные потешные огни... да удивлению достойные сильные кашкады (каскады)».

Излюбленным местом проведения фейерверков у русских царей стал Летний Сад, украшенный скульптурами, беседками и фонтанами. Нарядная толпа появлялась здесь обычно под вечер. Звучала музыка, один за другим на деревьях вспыхивали разноцветные огоньки. Вереницы фонариков тянулись вдоль аллей. Они освещали тенистый сад, словно тысячи маленьких, мерцающих в темноте светлячков.

В неровном свете плошек поблескивали шелка, серебро и золото парчи, сверкали драгоценности. Многоголосный шум сливался с оглушительной музыкой. К услугам гостей были танцы, застолье, выступления артистов. А с наступлением полной темноты посетителей Летнего сада услаждали «преизрядные фейерверки из огня, в гору летущего и по водам плавающего».

Порой здесь устраивали дипломатические приемы, торжественные церемонии. Под сенью лип и вязов сверкали мириады фонариков. Огненные дороги, состоящие из сотен маленьких цветных светильников, вели по ночному парку. И апофеозом этого были чудесные фейерверки, которые демонстрировали всему миру пышность и богатство русского императорского двора.

Долгие годы Петергоф оставался парадной резиденцией царей. Здесь устраивали дипломатические приемы, проводили торжественные церемонии, праздники тезоименитства (именин) царствующих особ и другие увеселения. И точно так оке, как при Петре, сверкали в парке под сенью лип и вязов мириады огней. Водяные струи фонтанов и каскадов дробили в своих брызгах отражения горящих склянок. Тихие зеркальные пруды были украшены огненными лентами, фестонами и гирляндами. Огненные дороги, состоящие из тысяч маленьких цветных светильников, как путеводные нити, вели по ночному парку.

Вот как писал очевидец об очередном гулянии в Петергофе в июле 1854 года: «Разноцветные огни в больших стеклянных вазах разливают меланхолический свет и озаряют пестреющие цветники садика, посреди коего скромно бьет пирамидальный фонтан. Вы идете далее: ярко освещенная аллея выводит на широкий луг, уставленный померанцевыми деревьями. Горящие лучи, наподобие солнечных, величественно огибают все пространство парка. Стремительно льется широкий поток из пастей двух огненных драконов; посреди ландшафта два седых снопа бьют пеною вверх, отражают бесчисленные огни в алмазных брызгах своих и с шумом низвергаются в мраморные бассейны. Оттуда вы пускаетесь отыскивать Золотую гору и везде встречаете игривые фонтаны, всюду пролегают огненные дороги. Вы блуждаете, словно в Артемидиных садах, не зная, где остановиться, где дать отдохнуть воображению, восторженному таким множеством чудес. Вы не замечаете даже, что вас окружает несметная толпа; но когда ваши взоры, ослепленные блеском иллюминации, остановятся на множестве людей разных состояний, сословий, пола и звания, какое разнообразие поразит вас! Вы увидите воинов и стройные ряды гуляющих кадетов, прелестных дам, окруженных кавалерами, черкесов, татар, казаков, опрятные толпы поселянок. На всех замечательнейших местах вас встречает очаровательная музыка, а на лужайках у Самсона слух ваш с жадностью пресыщается прекрасными голосами певцов».

Со второй половины XIX века фейерверки идут на спад. На смену пышным пиротехническим представлениям приходят сравнительно дешевые фейерверки с малыми декорациями. «Потешные огни» уходят в область простых дачных удовольствий, составляют программы загородных ресторанов и увеселительных садов.

СТРАНА САЛЮТУЕТ ГЕРОЯМ

В первый период Великой Отечественной войны, когда советские войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника никто, конечно, не думал о салютах.

5 августа 1943 года. В Ставке Верховного Главнокомандующего стало известно об освобождении Белгорода и Орла. Тотчас в Кремль вызвали начальника Генерального штаба Алексея Иннокентьевича Антонова и начальника оперативного управления Сергея Матвеевича Штеменко.

В книге СМ. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны» описана проходившая при этом беседа:

— Давно ли вы читали военную историю? — спросил Сталин. Генералы стояли молча не зная, что ответить. До истории ли им было в дни напряжённых сражений с гитлеровцами ?

— Если вы ее читали, —продолжал Сталин так и не дождавшись ответа, — то помните, что ещё в древности, когда войска одерживали победы, в их честь гремели колокола. Нам тоже нужно отмечать победы более ощутимо, а не только поздрави-тельными приказами. Считаю, что следует возродить традицию: в честь отличившихся войск давать артиллерийские салюты и устраивать иллюминацию. Первый такой салют нужно дать сегодня в честь освобождения Белгорода и Орла.fireworks-hystory-05

Выполнить это срочное задание было поручено командующему Московским фронтом ПВО генерал-полковнику Даниилу Арсентьевичу Журавлеву. Он тотчас начал искать на различных складах холостые снаряды. Нигде их не оказалось. Что делать? Решил позвонить коменданту Московского Кремля В.Д. Нечаеву.

— Холостые снаряды? — переспросил тот. —Имеются!

— А для каких пушек?

— Для наших, кремлевских из которых мы обычно давали до войны праздничные салюты. У нас 24 салютных орудия.

С различных батарей, размещенных в Подмосковье, выделили ещё 100орудий. Теперь оставалось последнее — разработать определенный ритуал салюта. А что если узнать как проходили салюты раньше?

С таким заданием в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека) отправилась Вера Владимирская — боец ПВО, недавняя студентка исторического факультета МГУ.

Спустя два часа Вера доставила генералу Журавлеву густо исписанный лист бумаги, где были сделаны выписки из энциклопедий и других книг о порядке проведения салютов.

Незадолго до наступления полуночи диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан прочитал приказ Верховного Главнокомандующего адресованный генералам армии Ватутину и Рокоссовскому, генерал-полковникам Попову, Соколовскому, Коневу: «Сегодня, 5 августа войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов, в результате ожесточенных боев овладели городом Орел. Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород. Сегодня, 5 августа в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий».

Последние слова диктора... Торжественный бой курантов. А потом над просторами всей страны, над всем миром полетели отзвуки первого салюта Великой Отечественной войны. Каждые 30 секунд в течение 6 минут звучали артиллерийские залпы.

Спустя день газета «Правда» публикует стихи Александра Твардовского, посвященные этому событию:

ГЕРОЯМ ОРЛА И БЕЛГОРОДА

В привычных сумерках суровых,
Полночным залпам торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала древняя Москва.
И голос праздничных орудий,
В сердцах взволнованных людей,
Был отголоском грозных буден,
Был громом наших батарей.
И каждый дом, и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этом гуле
— Орел и Белгород слова.
Родные воины! Сторицей
Восславит Ваши имена
— И благодарная столица,
И благодарная страна.

Вторым прозвучал салют 23 августа 1943 года. В этот день 20 артиллерийских залпов из 220 орудий прозвучали в честь освободителей города Харькова.

Демьян Бедный писал тогда в стихотворении «Звезды вечной славы»:

В честь победителей и мастеров войны,
От имени родной страны
Всех городов ее и самой дальней хаты,
По всей Москве гремят и вдаль вознесены
Салюта мощные раскаты.
И звездной россыпью распространяя свет,
В ночную синь небес взвились огни ракет
Незабываемо волшебная минута
Сменяется другой и пушки уж молчат,
И в сердце с музыкой победною звучат
Раскаты гордого салюта.

Всего в годы Великой Отечественной войны было 356 салютов. Они делились на 3 категории.

По первой (24 залпа из 324 орудий) было 23 салюта. Их проводили в честь освобождения столиц союзных республик, столиц других государств или особо важных стратегических пунктов: Вильнюса, Киева, Кишинева, Минска, Таллина, Риги, Петрозаводска, Белграда, Бухареста, Будапешта, Берлина, Варшавы, Вены, Кракова, Кенигсберга, Праги, а также при выходе на южную государственную границу СССР 26 марта 1944 года, на юго-западную границу 8 апреля 1944 г., в честь соединения с англо-американскими войсками в районе Торгау 27 апреля 1945 года, по случаи разгрома Квантунской армии 3 сентября 1945 года, в честь победы над Японией.

По второй категории (21 залп из 224 орудий) салюты прозвучали 210 раз. Их давали при освобождении больших городов, прорыве сильно укрепленной обороны противника, завершении разгрома крупных неприятельских группировок, в честь форсирования рек, вторжения в различные немецкие провинции, преодолении Карпат, захвате островов.

По третьей категории (12 залпов из 124 орудий) страна салютовала 122 раза при овладении узлами железнодорожных, шоссейных дорог и крупных населенных пунктов.

Бывали дни, когда салюты давались по несколько раз. Особенно памятны несколько дат. 27 июля 1944 года прозвучало 5 салютов в честь освобождения Белостока, Станислава, Даугавпилса, Львова, Шяуляя. По 5 салютов было 19 января 1945 года (за освобождение Ясно, Кракова, Млавы, Лодзи, прорыв в Восточной Пруссии) и 22 января (за взятие Инстенбурга, Хоэнэальцей, Алленштайна, Гнезмо, Остероде).

Самуил Маршак написал в конце войны стихотворение «Салют»:

С каждым днем настойчивей, победней
Залпы орудийные в Кремле,
Будет день, когда раскат последний
Праздник возвестит родной земле.
Возвестит победу над врагами,
Что падут, разбившись о гранит.
И как прежде боевое знамя
Все края Отчизны осенит.
Наши села встанут из развалин,
Города и пашни расцветут.
Будет день, когда прикажет Сталин:
— Победившей Родине — салют!

И этот день настал. 9 мая в 20 часов салют 24 залпами из 324 орудий возвестил об освобождении Праги войсками 1-го Украинского фронта, а спустя два часа прозвучал приказ Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морского флота:

«8 мая 1945 года в Берлине представители германского военного верховного командования подписали акт безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.

Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю Вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.

В ознаменование полной победы над Германией сегодня 9 мая в день Победы, в 22 часа столица СССР — Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского флота, одержавшим эту победу — 30-ю артиллерийскими залпами из 1000 орудии».

Когда звучала величественная симфония салюта Победы, казалось вздрогнула от радости древняя московская земля. Миллионы искр — светлых, зеленых, красных, синих и голубых сверкали в небе, прожектора образовали над Кремлем гигантский световой купол. Спустя 16 лет повторилась сцена всенародного ликования. 12 апреля 1961 года Министр Обороны маршал Советского Союза Р. Малиновский, подписал приказ, в котором говорилось:

«В ознаменование величайшей победы советского народа, выдающегося подвига ученых, инженеров, техников и рабочих, обеспечивших 12 апреля 1961 года успешное осуществление первого в мире полета советского человека майора Гагарина Ю.А. на корабле спутник „Восток“ в космическое пространство, приказываю 14 апреля с.г. произвести салют 20-ю артиллерийскими залпами в столице нашей Родины — Москве, столицах союзных республик и городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе».

В послевоенные годы салюты и фейерверки сопровождают каждое выдающееся событие в жизни страны, отдельных городов и коллективов.

Фейерверки — от древних времён до наших дней

Огненно — световые эффекты ещё с глубокой древности являлись главными украшениями многих праздников. Сначала использовали огромные ярко — горящие костры, а так же много мелких огоньков — иллюминаций. «Фейерверк» — этим словом огненно — световые представления называли не сразу. Со временем они совершенствовались, и мы стали называть их фейерверками. К сожалению, различные письменные источники сохранили мало информации о культуре и праздниках народа.

Например, к празднику Лампадарио римляне и греки устраивали различные торжества, при этом сжигали светильники в честь богини Минервы, а так в знак благодарности богу Вулкану. А вот Прометея благодарили за то, что он подарил людям огонь. Более того, праздник, который назывался «светильники» — был и у древних египтян.

Люди во все времена украшали праздники различными эффектами, а во времена Александра Македонского индийцы украшали праздники световыми эффектами. Кроме того, древние славяне всегда проводили обряды, которые связаны с огнём, а так же они поклонялись богу — громовержцу Перуну. Славяне чествовали солнце. Именно оно являлось «священным огнём», избавляющим землю и людей от скверны.

Пиротехника начала развиваться после изобретения так называемого «греческого огня». Это изобретение было сделано в 668 году Калиником Гелиопольским. Выделяли два типа огня: палящий и метательный. Палящий сильно горит. Именно такой огонь образовывал огненные шары, которые делали индийцы. А метательный имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра. Состав «греческого огня» хранили греки на протяжении многих лет, при этом применяли его в фейерверках и военном деле.

(продолжение следует)